НА ФОРУМАХ
87
101
2
687
3

«Лебединая песня» бессмертного «Лебединого озера»

dd54489d9eb1fcf983125ea4b32df4f5.jpg

Ну, кто же не видел или не мечтал посмотреть балет, музыка из которого у всех на слуху и который стал, что называется, «классикой жанра». Его пытались обновлять, урезать, как-то адаптировать к современным ритмам. Но ничего не вышло. Он, балет, как стойкий оловянный солдатик, выдержал все: проверку временем, исторические перевороты, изменчивую моду. Менялись лишь декорации, укорачивались балетные пачки, исчезали вводимые дирижерами музыкальные вставки, а хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова жива до сих пор.
140-летию балета посвящается выставка под названием «Лебединое озеро» - хореографическая драма на все времена», которая открылась в минувшую пятницу в музее-заповеднике П.И.Чайковского в Клину.

d294adc51352cd6d92fdcd894bf52e64.JPG
Титульный лист первого издания клавира балета "Лебединое озеро". Фото: из фондов Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину

beb4d394a1c09ab5ec6f312e59abf1d1.jpg
Сцена из балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариинского театра, 1895 г. Фото: РИА Новости

Премьера балета состоялась в Большом театре в 1877 году (и это был заказ Большого театра, а не Мариинского), первым хореографом был Вацлав Рейзингер. «Лебединую партитуру» композитор вынашивал более десяти лет и писать начал в имении своей младшей сестры в Каменке, а закончил  уже в Подмосковье. Сейчас даже невозможно представить, какова  была старая хореография балета и сколько там было танцев и сколько миманса. Впрочем, у Петипа миманса тоже предостаточно, но ради танцев и победы любви мы до сих пор воспринимаем и миманс. В первой редакции концовка была печальной – белый лебедь погибал. Уже в XX веке появился счастливый финал, который мы видим и сейчас.
Практически все великие балерины стремились станцевать в «Лебедином». Считается, что это своего рода проверка мастерства балерины, поскольку партия очень технически трудна. Кстати, в Мариинском долгое время белого лебедя танцевала одна балерина, а черного – другая. В Большом одна танцовщица исполняла и Одетту, и Одиллию.
В анонсе музея говорится: «… представлены уникальные экспонаты из собрания музея. Среди них рукописи композитора, фотографии, афиши и программы, в том числе из его личного архива, а также сценография, макеты различных спектаклей, а также костюмы, аксессуары, балетные туфли и пуанты, принадлежавшие выдающимся исполнителям: Н. М. Дудинской, М. М. Плисецкой, К. М. Сергееву, Н. Б. Фадеечеву и др.»
Ребенком я видела Галину Уланову в этом балете, а в 60-х Майю Плисецкую. Темперамент у обеих был разный, поэтому Одетта Улановой более лирична, чем у Плисецкой, но в целом Майя Плисецкая танцевала как-то динамичнее, интереснее. Студенткой я бегала на все «Лебединые» с Майей – старалась не пропускать. И до сих пор, когда Большой выезжает на гастроли, он берет с собой свою незабвенную «икону» – балет «Лебединое озеро».

Галина Мумрикова

Здоровый свет